396.
Luma Tanbir
(04.07.2006 16:30)
0
Haftoni Lankon ОБРАЩЕНИЕ ТАЛЫШСКОГО НАРОДА К МИРОВОЙ ОБШЕСТЬВЕННОСТИ, МЕЖДУНАРОДНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ: ООН, СОВЕТУ ЕВРОПЫ И МЕЖДУНАРОДНОМУ СУДУ, СЕНАТУ США, РОССИЙСКОЙ ДУМЕ, В МИД РОССИИ И В МИД ИРАНА
Данным сообщением хотим обратить внимание мирового сообщества на одну вопиющую несправедливость в отношении талышского народа, который в результате ряда обстоятельств оказался между различными превосходящими его силами - великими державами Россией и Персией и с прошлого века потерял свою национальную независимость. С тех пор, будучи в положении колонии и в результате сознательно проводимой политики, в настоящее время находится на грани вымирания. Талыши в основном проживают на юге Азербайджанской республики. В нарушение всех общепринятых международных прав талышский народ поныне разделен на две части между Россией и Ираном с 20-х годов ХIХ века. До присоединения части талышского народа к России талыши имели свое национальное государство, самосознание и самобытную культуру. Талыши были единственным народом в Закавказье, имеющий самостоятельное гасударство - Талышинское Ханство с соответствуюшими регалиями, определенной территорией и границей. Русско-азербайджанский учений Е.А. Пахомов пишет: “Талышское ханство, хотя управлялось своими наследственными ханами, только в конце ХVIII века приобрело независимость, но и то на короткое время. В 1813 году по Гюлистанскому миру отошло к России” (Краткий курс истории Азербайджана, Б.1923, стр.24). Этот признанный учений - историк, как видно, на основе исторических документов признает, что Толышское ханство было самостоятельным и независимым государством до его раздела между Россией и Персией, что в свою очередь указывает на признание его самостоятельности самой Россией и Персией. Необходимо отметить, что Гюлистанский договор не смог положить конец самостоятельности Талышского ханства, как пишется в донесении российского консула майора Илинского (от 24 августа 1824 г): «Владелец Талышинского Ханства полковник Мир-Гасан-хан, имеющий знаки монаршей милости: знамя, саблю и кинжал, украшенные камнями..» Отметим также, что по авторитетному признанию Иранского ученого Пирния территория талышского ханства почти всегда имела самостоятельное, отдельное от остального Ирана, существование и управление, тогда как другие новообразованные ханства с помощью России на территории тогдашнего Ирана (сегодняшнего Азербайджана) не были самостоятельными государствами и подчинялись Ирану. К тому же на территории нынешнего Азербайджана не могло быть и речи об Азербайджане как государстве и как о едином народе: данная территория исторически называлась Ширваном, основное население которого было ираноязычным -таты, персы и т. п.. Что касается в основном кочующегося тюркоязычного населения на данной территории, в то время оно еще не имело национального этнического самоназвания, сами себя называли «мусульманами», русские вполне справедливо называли их татарами, которые обитали прежде всего в Грузии, Армении, Дагестане, а также и почти на всей территории России: Понятно, что только в результате столетней политики России в регионе появилось новое этническое название «азербайджанцы», которое не оправдывает себя как в этническом так и в национальном отношении; ибо часть населения осознает свое татарское - тюрское происхождение, а другая же часть свою иною этническую принадлежность : талыши, лезгины, курды и др. В этой массе, конечно, отличаются талыши, которые никак не увязываются с этим искусственно созданном конгломератом народов. Ибо Талыши имеют свою историю и миссию. Надо отметить, что Талышинское государство существовало и после заключенных договоров в Туркменчайе между Персией и Россией до 1844 года. Все же, как исторический документ Гюлистанский и Туркменчайский договоры не потеряли своего значения по настоящее время. При ознакомлении с этими международными документами привлекает внимание тот факт, что Русская армия, воюя против Талышского Ханства с помощью превосходящих сил ликвидировал государство древнего мирного народа, никакого зла не совершавшего против России и ее народа. Талышское государство в течение долгого времени было вынуждено бороться за сохранение своей самостоятельности как против России, так и против Персии. В Персии не существовало в то время фактически центрального государства и талышский народ вынужден был противостоять таким известным военоначальникам как Надир шах и Шах Каджар- и в этой сложной борьбе этот народ сохранял свое государство. Такие же сложные драматические события происходили во взаимоотношениях с Россией. Талыши не по доброй воле или же по опросу общественного мнения оказались сперва в составе России, а далее как готовый пирог в искусственно созданной республике- Азербайджане. Как написан в Гюлистанском договоре территория ханства переходила из рук в руки - фактически эта была трагическая борьба талышского народа, оказавшегося в течение ста лет между двумя превосходящих сил, которые терзали и народ и его государство: каждая сторона стремилась покончить с этим непокорным народом со времен появления в этих местах армии России (то есть Петра -I го ) в 1722 г. В начале ХIХ века, когда казалась бы страна Талыша приобрела свою независимость, угрожающие ей силы пришли снова в движение. После неоднократного перехода форпоста ханства - тогда еще талышского города Саляны из рук в руки, Россия наконец оккупировала этот город и прилегающую часть талышского Мугана, дорога к столице Талышии была открыта. Но долго столицу г. Ленкоран (Ланкон) русские не могли взять обычным военным путем. Ланкон был взять штурмом-огромным кровопролитием не только в отношении сражавшихся солдат, но и в отношении мирного населения. Все четыре тысячи солдат и офицеров, защищавших город, были уничтожены. Потери были с обеих сторон, но город был фактически разрушен и население было уничтожено, а оставшиеся в живых люди покинули город. Город Ланкон и в дальнейшем подвергался таким испытаниям. Но не только столица царства Ланкон, почти каждый значительный населенный пункт таким образом сопротивлялся агрессорам (к тому же отметим, царизм уже при взятии Саляни использовал специальные отряды из местных кочующих племен против талышей и персов). Русские большое значение придавали взятию г. Ленкорани , считали его ключем к сердцу Персии. Однако Россия после взятия Ленкорани подписывает договор с Персией , при подписании которого представитель талышского народа и Талышского Ханства не участвует как юридическое лицо, что сам этот факт показывает юридическую недействительность этих документов. Получается, что Россия воюет с одной страной, скажем не побеждает ее окончательно, оккупирует часть ее территории, юридически оформляет и подписывает договор с третьей страной , тогда как истинные владетели этой страны и представители ее народа были живы и продолжали борьбу за свое государство. И чтобы их усмирить в договоре специально рассматривается взаимодейтствие сторон в этом вопросе . Хотя временами менялись ролями, и Россия и Персия (Иран) в то время выступали как бы в роли опекуна и защитника интересов Талышского Ханства, а когда чувствовали его ослабления, из союзника превратились в его врага, разделили его территорию между собой . Теперь обратим внимание на содержание договоров. В Гюлистанском соглашении специально стороны принимают обязательство по вопросу определения границ Талышского Ханства: «Впрочем как талышинское владение в продолжении войны переходило из рук в руки , то границы сего Ханство со стороны Зинзилей и Ардавиля , для большой верности, определены будут по заключении и ратификации сего трактата, избранными с обеих сторон комиссарами со взаимного согласия , кои под руководством главнокомандующих с обеих сторон сделают верное и подробное описание земель, деревень, ущелий, так же рек, гор, озер и урочищ, кои до настоящего времени находятся в действительной власти каждой стороны , и тогда определится черта границ Талышинского Ханства на основании СТАТУС КВО АД ПРЕЗЕНТОМ таким образом, чтобы каждая сторона осталась при своем владении.» (ст. II/2, Гюлистанский договор, от 12-го октября 1812 г). В этом документе только лишь в отношении Талышского Ханства , то есть Талышского народа и его государства подчеркивается о его разделе. И в статье третьем сего документа факт раздела Ханства еще раз отмечается : «Талышинское с теми землями Ханства , кои ныне состоят во власти Российской империи» (там же ). То же положение о разделе территории Талышского Ханства уже без упоминания самого ханства (видимо учитывая юридическую нагрузки вопроса) подчеркивается в Туркменчайском договоре от 10-го февраля 1828-го года: «Поелику же здесь граница между обоими государствами определяется вершиною гор, то положено что покатость их к морю каспийскому должна принадлежать России, а противоположная покатость имеет принадлежность Персии. От вершины Джикоирских высот граница пролегает до вершины Камаркуя по горам, отделяющим Талыш от округа Арши..» В указанных документах упоминается лишь об Азербайджане как одной из областей Персии, и нет вопроса о разделе ее территории , и вопрос о том Азербайджан был разделен между Россией и Персией теряет смысла (тогда в Персии господствовала тюркская династия), речь идет о талышском государстве и народе, который был разделен и разорен; в дальнейшем Россия опиралась на население, вернее на ту его часть , которых называли татаром, передав постепенно забвению исконных представителей данной земли. Надо обратить внимание и на тот факт, что первое соглашение было подписано на территории Талышского меликства - селении Гюлистане, который был центром его, являвшегося одним из пяти меликств в (хамсе) на территории нынешнего нагорного Карабаха (интересно в Иранском Талыше тоже имеется племенное объединение под названием Хамсе). Царская администрация превратила эту территорию в центр своей переселенческой политики. Само название Гюлистан соответствует названию данной области Харабаг (по тюркски Карабах) - по древнеталышскому означает «божеский рай». Карабах был частью Мугани, которая принадлежала Талышам (конечно здесь мы вовсе не претендуем на территорию ни Карабахской области, ни Нагорного Карабаха) - это вопрос истории. Интересно , что второе соглашение уже подписывается в туркменчайском селении, видимо не случайно: это означало переход Российской дипломатии от талышинцев (персов) к туркменским племенам , к которым принадлежат и «азербайджанские тюрки», то есть к прищельцам . Ясно , что царизм проводил в Закавказье колониальную политику, что подтверждается заявлениями как царских, так и советских русских ученых. Русский востоковед М.С.Иванов пишет: « Присоединив Закавказье к России царизм превратил его в свою колонию и проводил политику национально - колониального угнетения (Очерк Истории Ирана, стр. 143) Этот же историк одновременно отмечает: «Туркменчайский договор положил конец русско - иранским войнам начала ХIХ века. Эти войны по своим объективным результатам имели освободительный характер для грузин, армян и азербайджанцев. Они принесли этим народам освобождение от персидского и турецкого ига» (там же, стр.142). Если учесть , что в то время в Персии (Иране) господствующая династия была тюркской , как сейчас любят называть «азербайджанской», то политическая палитра сгущается . Но истина заключается в том, что царизм хотел видеть на Закавказье только этих трех народов и создал только для них необходимые условия для образования национальных государств (причем татарам придавалось больше значение) , а настоящими колониями для России стали территории иранских народов и народов Кавказа, которые и были угнетены и продолжают находиться в таком жалком состоянии по настоящее время в условиях уже демократического режима. Талышский народ несколько раз уже пытался восстановить свое государство: в 1919 г. на территории бывшего Талышского Ханства было несколько попыток создания национального государства, одним из которых является Муганская Советская республика, которая была ликвидирована совместными усилиями международных сил. Другая попытка была в период разрушения Советского Союза, впервые именно Ленкорань объявил о своем выходе из состова Советского Союза, но Москва очень жестоко расправилась с организаторами этой акции. В результате второй попытки в июле 1993 г. была образована Талыш-Муганская Республика с центром в Ленкоране под руководством Алиакрама Гумбатова, хотя организаторы этой республики были незаконно осуждены, но юридически она остается в силе, ибо Азербайджанская сторона не имела права на ее ликвидацию: народ изявил свое желание восстановить свое государство. Президент Талыш Муганской республики А. Гумбатов поныне находится с ложным обвинением в пожизненном заключении: сначала был обвинен в создании Талыш-Муганской республики, далее учитывая международный резонанс и положение о том, что по конституции «у нас нет политзаключенных», организовали его искусственный побег из заключения, и снова захватили уже с приемлемым обвинением и осудили его не как президента и лидера талышского народа, а как преступника. Мировому же сообществу объявили якобы какой-то полковник поднял мятеж в одном южном городе Ленкоране. Образование Талыш-Муганской республики был совершившимся и завершившимся политическим актом, проходило мирным образом, без инцидента и кровопролития, охватив всю (Российскую часть) территори бывшего Талышинского Ханства с центром в Ленкоране. По общепринятым нормам правопорядка, Азербайджан для сохранения свое номинальное право на эту територию (которая никогда по праву ему не принадлежала) дольжен был своевременно откликнуться и принять провозглащенную автономную республику в свой состав и утвердить ее статус. Однако Азербайджан предпочел поступать не по своему: начал политический и экономический нажим и всякий шантаж, чтобы оказать давление на молодую республику и задущить ее изнутри. Были выпущены в ход клевета, обливание грязью лидеров талышского народа; завербовка отдельных лиц и заставляли их выступать против талышского народа и его лидеров, организовав политический шоу с опытным “куклаводом”, привлекая к этому делу и средства массовой информации. Появились даже и герои этой политической игры, рассчитанной на обман массы. Непонятно было одно - чего они хотели от талышского народа: вкладывали ли большой капитал в экономику данной территории? Вовсе - нет. Наоборот, разрушали основательно нашу экономику - традиционное хозяйствование (рисоводство, шелководство, садоводство и др.). А за 70 лет советской власти для талышского народа были построены всего семь чайных фабрик. Именно из-за плачевнего состояния экономики и заброшенности талышского народа, люди вынуждены покинуть родные места в поисках заработки в России и других чужих местах. Неужели правители Азербайджана больше любили талышский народ чем лидеры Талыш-Муганской республики? Вряд ли они когда - нибудь с уважением относились к народу, который даже не числился в их статистических сводках. Все же продолжали истерику и плачь вокруг молодой республике, прибегали к всевозмжным способам давления: прекратили бюджетные средства и тем самым порвали фактически всякую связь с данной территорией, а тем самым подготовили юридическую почву для выхода Талыш-Муганской республики из состава Азербайджана и превращение её в самостоятельную республику. Таким образом Талыш-Муганская Республика сушествовала несколько месяцев в независимом от Азербайджана положении. В настояшее время если данная территория и незаконно контролируется Азербайджаном, юридически она уже не является его составной частью. В Азербайджане делают вид, будто в республике нет проблемы с Талыш-Муганской республикой, а есть только проблема нагорного Карабаха и проблема беженцев. Фактически все эти проблемы искусственно созданы архитекторами перестройки для укрепления позиции азербайджанских тюрков как единой нации в данном регионе и на международной арене. Следует еще раз подчеркнуть, что часть территории Талышии, которая находиться ныне в составе Азербайджанской республики, исторически никакого отношения к данной республике не имеет. Фактически она была передана ей Россией в подарок и оставлен ею в распоряжении уже самостоятельной Азербайджанской республики. Тем самым судьба Талышского Народа была передана его давнишним соперникам. Талышский народ, потеряв свою независимость по вине России и Персии с тех пор продолжает находиться в угнетенном и колониальном положении. По нормам же международных прав, признанными всеми членами ООН: «Все народы имеют право на самоопределение; в силе этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие... любые военные действия и репрессивные меры какого-то не было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы право на полную независимость; а целостность их национальной территории должна уважаться.» В подготовке этого документа, безусловно, принимали участие представители советской России, которые обязались положить конец колониализму во всех формах и проявлениях. По идее Россия должна была предоставить свободу и независимость всем колониям, в том числе талышскому народу, ибо и в советское время ему не была предоставлена возможность для создания своего государства в пределах советской империи. Создатели Талыш- Муганской республики, чувствуя угрозу суверинитету Талышского народа со стороны Азербайджана, обратились к России и Ирану, ООН. Однако никакой реальной поддержки, сочувствия и отклика не была слышна хотя бы в защиту международных деклараций о правах народов на самоопределение и т. п. Тем более территория Талышского Ханства (его северная часть) , как уже было отмечено, была включена в состав России, а не Азербайджанской республики и, естественно, международным гарантом в этом вопросе поныне является Россия. К тому же территория Талыша в прошлом никогда не входила в состав различных госообразований, исторически существовавших на территории Азербайджанской республики. Талыши и азербайджанские тюрки разные народы. Талыши - один из древних автохтонных мирных иранских народов. Большинство исследователей их считают потомками древних мидийцев, для которых еще Александр Великий намеревался соорудить защитные сооружения, чтобы оградить их от частых набегов кочевников Севера и степной Азии. Другим международным гарантом по талышскому вопросу является Персия (Иран), которая тоже не проявляет энтузиазма для защити интересов талышского народа и проявляет полное безразличие к своим обязательствам по данному вопросу. Фактически талышский народ лишен всякой международной поддержки , оставлен один на один с уже суверенной республикой тюрков. Эти же турки, являются потомками 200 тысяч семейств кочевых племен привезенных монголами для укрепления своей власти в Персии в 1258 г -о чем писал видный историк А. А. Бакиханов в своей работе. Ситуация, в которой находится талышский народ, напоминает состояние основоположников европейской культуры - греческого народа начала ХIХ века: если бы народ Греции не был спасен своевременно, то сейчас любители европейской древности при посещении этих мест, вместо речи народа когда-то построившего прекрасные памятники архитектуры, литературы и философии, услышали бы из их же уст турецкие выкрики о победе над греками, то есть над своими же предками. Да и в настоящее время Европа в целом и ее культура разве гарантирована от опасности поглашения этой азиатской авантюрой антикультуры. По общему признанию знатоков истории Талыши последние осколки носителей некогда великой азиатской - мидийской культуры, над которой нависла опасность исчезновения, при чем уже с помощью европейских стран: ведь даже спасение европейской культуры зависит от спасения культуры и ее элементов во всем мире! Согласно международному обязательству - по Туркменчайскому договору - Россия просто обязана, до решения вопроса, взять судьбу талышского народа в свои руки , включить территорию бывшего Талышского Ханство в свою юрисдикцию. В 5-й статье договора стороны: «Признают торжественно все земли и все острова, лежащие между пограничной чертой,... как равно и всех кочующих и других народов, в тех странах обитающих, принадлежащими на вечные времена Российской империи». И в этом соглашении нет даже намека на то что Россия сможет передать эти земли и этих народов, обитающих там, другим странам или народам, обитающих на этих землях. Россия торжественно клялась и подписалась под соглашением с тем условием, что она отвечает за судьбу всех этих народов, переходящих под ее начальство на вечные времена, не предавая их управление другим лицам и странам. Допустим, если Россия решилась дать этим народом свободу, то должна была дать ее всем народом, а не поручать судьбу одного другому. Официальная политика в Азербайджане направлена на то, чтобы игнорировать наличие на территории республики других народов с собственной территорией, культурой и судьбой. Понятно, что само игнорирование определенного народа уже есть подготовка к его уничтожению в будущем, скажем даже в смысле его ассимиляции. Насколько фальшива национальная политика в Азербайджанской республике можно судить хотя бы по измышленной еще в советское время официальной статистике - согласно которому талыши в республике насчитывают всего 2110 человек. Эти данные были оглашены в 1989 году, в период перестройки, в условиях когда вся страна была охвачена демократическим движением и настроением. Даже в это время корресподента известного московского журнала «Вокруг Света» Мурада Аджиева не хотели допустить к талышам, но когда он все же с трудом добрался до места назначения и написал свое весьма справедливую статью «Скажи свое имя, Талыш»( Вокруг Света, 7, 1989, стр. II- 15) и описал положение дел в этом забытом крае и отношение официальных лиц к корреспонденту, осмелившему написать о талышах. В Республиканской печати подняли настоящую войну против автора этой статьи ( потом выяснилось что по национальности он тюрок), обявляли его чуть ли не армянским агентом. Журнал «Вокруг Света» в следуюшим же году вынужден был отмечать: «Были письма и звонки в редакцию обвинительные. Какие только грехи не приписывали нам! И разжигание, национальной розни, и невежество ,и даже «Предательство интересов азербайджанского народа.» Однако были и другие отклики “.. люди, которые впервые в жизни могли называть себя так, как назывались их деды и прадеды «талышами». (Вокруг Света, N5, обратная сторона обложки: «Народ обретает имя») Психоз, связанный с Талышами охватил даже Москву, то есть азербайджанцев, проживающих в Москве. Больше всего удивляет то, что на это казалось бы незначительное событие реагировал в Москве сам нынышний президент будучи тогда всего на всего пенсионером, отметив в одном из своих интервю, что «талыши за национальность себя вообще не считают.» Для ясности добавим что, для того чтобы стать нацией, необходимо народу иметь свою государственность , чего талыши лишены. Все эти недоброжелательные отношения демонстрируют ту самую политическую значимость талышской проблемы в республике. Талыши в настоящее время порой вынуждены скрывать свою национальность, к чему принуждает их политика туркизации: психологически их положение в некотором смысле можно сравнивать с положением евреев советских времен, которые тоже часто скрывали свою национальность . К тому же евреи тогда занимали самые высокие государственные посты, имели международную поддержку , свою автономию и т. п. Что же говорить тогда о талышах, которые лишены всех привилегий евреев. Надо отметить , что скрытие талышами своего национального лица не делает честь национальной политике в республике, лишь еще раз говорит о бедном и бесправном их положении как народа колонии: без международной помощи народ Талыша, конечно не в состоянии сохранить свое физическое существование, что по международным нормам считается не допустимым. В конвенциях Генеральной Ассамблеи говорится: «... Предумышленное создание для какой - либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное уничтожение ее «считается геноцидом” (стр. II Сб. Док. ООН, стр.567). Весьма странным выглядит условия Европейского Совета для принятия Азербайджана в свой состав - «принять решение о национальных меньшинствах в течение трех лет». Во -первых, неизвестно сам характер этого решения . Во -вторых, как могут талыши, а также и другие малочисленные народы, не имеющие политической зашиты, ждать еще три года? Что мешает Азербайджану сейчас приступит к решинию этого вопроса? Неужели нет средства политического давления на Азербайджан ускорить принятие федеративной структуры? Что потеряет республика, если данным испытанным способом решит свои проблемы и тем самым создасть благоприятное условие для решения внешнеполитических проблем. Все подобные вопросы возникают, когда уже на лицо явное не желание руководства республики решить национальную проблему путем предоставления им необходимых политических прав и свободу - проявление политической воли. Может быть они рассчитывают на подкуп международных представительств? Или они бояться из искусственного большинства превратиться в национальное меньшинство, уступая другим народам. Талышский народ считает политическую формулировку «национальное меньшинство» в отношении себя не действительной и оскорбительной. Талыши жили здесь испокон веков где они и сейчас живут. Они случайно оказались в составе Азербайджанской республики по вине России. Ведь страны Запада объявили основным лозунгом для человечества на данном этапе - лозунг о праве человека. Спрашивается, как можно говорить о праве человека, где не гарантированы права национальные? И международное сообщество, чтобы положить конец колониализму во всех формах и проявлениях, торжественно провозгласило: «...подчинение народов иностранному игу и господству является отрицанием основных прав человека, противоречат уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во - всем мире» (ООН. Сб.док.с.57) Учитывая указанные обстоятельства - лишение национальных, политических, человеческих прав и отсутствие поддержки и гарантий для существования в будущем, Талышский народ призывает: Россию и Иран соответственно международным правам, рассмотреть вопрос Талышского Ханства и народа и исправить историческую несправедливость и восстановить Талышское государство, дать возможность воссоединению народа. (Мы готовы принимать протекторат как России так и Ирана на опредленное время: вопрос не в аннулировании договоров, а в уточнении границ по линии территории Талышского Ханства и восстановлении Талышского государства) Если указанные страны сами добровольно не пойдут на разрешение данной проблемы, то любая из стран членов ООН, если пожелает, может быть посредником в этом вопросе и передать эти страны в международной суд для разрешения данного вопроса - восстановления суверенного Талышского Государства как памятника Древней Мидии; Призываем международные соответствующие организации оказать помощь в организации международного суда для ликвидации последствий несправедливого Гюлистанского и Туркменчайского договоров и тем самым содействовать восстановлению Талышского государства и с этой целью привлечь к международному суду подписавшие этот международный акт стороны - Россию и Иран (Персию) как виновников по ликвидации суверенного Талышского государства. Мы заранее выражаем благодарность всем организациям и частным лицам, которые будут способствовать восстановлению справедливости в отношении талышского народа.
ТАЛЫШСКИЙ НАРОД - КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
г. Рига (Латвия). г.Ленкорань (Талышия)
--------------------------------------------------------------------------------
|